Детский сад №62 ''Малинка'', г. Симферополь, ул. Беспалова 2/1

Программа Крымский веночек – новые векторы реализации регионального компонента

 
Региональная парциальная программа 
по гражданско-патриотическому воспитанию 
детей дошкольного возраста в Крыму 

Авторский коллектив:


  • Мухоморина Людмила Гавриловна,заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе МБДОУ «Детский сад №2 «Золотой ключик» города Евпатории Республики Крым», руководитель творческой группы;
  • Кемилева Эльвина Фикретовна,методист Центра дошкольного и начального образования ГБУ ДПО «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования»;
  • Тригуб Любовь Михайловна,старший преподаватель кафедры дошкольного образования ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»;
  • Феклистова Елена Владимировна,методист МКУ «Методический центр обеспечения деятельности муниципальных образовательных организаций» управления образования администрации города Евпатории Республики Крым.

Гражданско-патриотическое воспитание должно быть в первую очередь нацелено на формирование у личности тех черт, которые позволят ей стать полноценным участником общественной жизни. Система гражданского воспитания должна решать триединую задачу образования, воспитания и развития личности, способствуя тем самым ее социализации.

Цель гражданско-патриотического воспитания состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов, в формировании потребности в труде.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в  общественной жизни Крыма, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. 

Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за него, чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, уважительное отношение к другим людям, людям другой национальности.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

В  Национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается, что «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Реализация такой системы образования невозможна без знаний об истории, обычаях, традициях, культуре своей Родины, своего края. В основе этого сложного психолого-педагогического  процесса лежит развитие чувств и выработка навыков нравственных поступков.

Основой гражданского воспитания является развитие нравственных чувств. Формирование у дошкольников нравственных чувств на основе роста осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний – основополагающее новообразование для детей данного возраста. Чувства, эмоции определяют поступки, выражающие отношение ребенка к окружающему миру. 

Основная цель гражданского воспитания –  воспитание в человеке нравственных качеств, чувства любви к Родине, формирование цивилизованного человека, способного обрести гражданскую позицию.

Основные ценности гражданского воспитания заключаются в том, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, учит правилам общественной полемики. Тем самым оно способствует цивилизованному диалогу в обществе, а также дает каждому гражданину возможность участвовать в обсуждении и выработке важных для общества решений. В Республике Крым, где издавна проживают люди разных национальностей, очень остро стоит проблема гражданского воспитания.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что формирование  гражданской позиции, гражданственности необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, и не только в стенах образовательных учреждений, но и в семье. В настоящее время возникает необходимость более глубокого изучения и переосмысления потенциала гражданского воспитания для воспитанников дошкольных образовательных учреждений с точки зрения его содержательной и практической (методической) стороны. 

Содержание образования детей дошкольного возраста определяет Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), который определяет систему требований к развитию детей и является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования, разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (Раздел 1. п.1.7.). 

Предлагаемая для дошкольных образовательных учреждений Республики Крым программа  «Крымский веночек» (далее – программа) направлена на воспитание  детей многонационального Крымского региона. 

В программе определены направления работы педагогов для достижения детьми дошкольного возраста необходимого уровня развитости и воспитанности, в частности, приобретения детьми элементарных навыков гражданского поведения и межличностного общения, взаимного уважения и толерантности.

Первоочередными задачами современной воспитательной политики в Республике Крым являются формирование у детей любви и уважения к своей малой и большой Родине, гражданской позиции, толерантного сознания и поведения, в частности, этнической толерантности (Концепция патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым, утв. Указом главы Республики Крым от 18 декабря 2014 г. № 522-У). Учитывая своеобразие культур народов Крыма, педагоги должны уделять особое внимание формированию не только национального самосознания и базиса личностной культуры, означающего, что ребенок приобщается к общим, непреходящим человеческим ценностям, но и навыков уважитель¬ного и терпимого отношения к иным культурам.