Детский сад №62 ''Малинка'', г. Симферополь, ул. Беспалова 2/1

"Воспитание детей на социокультурном опыте"

«Использование активных форм обучения в рамках программы «Истоки». Воспитание на социокультурном опыте».

(1 слайд) Использование активных форм обучения в рамках программы «Истоки». Воспитание на социокультурном опыте.

Название программы – «Истоки» – отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

В программе «Истоки» ребенок, его личность является центральной фигурой воспитательного процесса. Цель программы – разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.

(2 слайд) Успешность реализации любой образовательной программы обеспечивает системная, интегрированная, специально организованная педагогическая деятельность воспитателя с детьми, родителями и представителями ближайшего социума.

(3 слайд) Воспитатель в Истоках — наиважнейшее звено в цепи образования. На него возложена основная миссия за целостное развитие ребёнка-дошкольника. Воспитатель призван профессией быть у истоков детства, а, значит, быть ответственным за воспитание человека, гражданина и патриота. Именно поэтому не только на ребёнка, но и на развитие родителей воспитанников, так как ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря наблюдаемым формам поведения взрослых ребенок приобретает, первый социокультурный опыт. Актуальной становиться задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи в создании единого контекста воспитания и развития, на основе общности цели, содержания, педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте». Программа дает представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивают духовно-нравственные ценности ребенка.

(4 слайд) Воспитание на социокультурном опыте интегрирует в себе образовательные области:

  • Коммуникацию
  • Социализацию
  • Художественную литературу

(5 слайд) Следует иметь в виду, что для достижения положительного результата воспитатель, ведущий за собой ребёнка и его семью, должен уметь:

  • выстраивать приоритеты деятельности;
  • хорошо знать концептуальные положения и содержание реализуемой программы;
  • ясно ставить перед собой, детьми и родителями образовательные цели и задачи;
  • чётко представлять целевые ориентиры дошкольного образования, на которые он в образовательной деятельности вместе с родителями будет опираться;
  • осуществлять эффективное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса;
  • владеть современными педагогическими технологиями, методами, приёмами и образовательным инструментарием;
  • создавать соответствующую среду развития детей.

Использование активных форм обучения позволяет нам решать очень важные задачи, на занятиях по программе «Истоки». Во время занятий создается доверительная атмосфера, дети учатся договариваться, высказывать свою точку зрения, терпеливо выслушивать друг друга, осуществлять выбор, приходить к согласию, радоваться положительным результатам совместной работы.

(6 слайд) К активным формам обучения на занятиях по программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» относятся:

  • ресурсный круг;
  • работа в паре .

Проведение ресурсного круга в начале занятия помогает педагогу присоединится к опыту детей и в соответствии с этим начать беседу, активизировать имеющиеся у детей опыт и знания.

(7 слайд) Для успешного проведения ресурсного круга необходимы следующие условия:

  • вводная беседа, как подготовка к восприятию изучаемой темы;
  • комфортная остановка;
  • найти угол зрения, при котором обыденное становиться удивительным.

Это позволяет заинтересовать, поддерживать интерес, привлечь внимание, и стимулировать работу детей;

  • любое мнение должно быть выслушано, принято.

(8 слайд) Например: младший возраст – «Образ света» - ресурсный круг «Позови солнышко» (с использованием игрушки-солнышко), дети рассказывают потешку о солнышке предавая игрушку друг другу. Старший возраст: тема: «Радость послушания». Дети сидят полукругом, и перечисляют правила послушания, кладя свою ладонь на колено другому ребенку ( можно использовать платочек). Одной из самых сложных форм обучения считается работа в паре. В младшем возрасте работа в паре происходит меду ребенком и взрослым и только со средней группы начинается обучение работе в паре между детьми.

(9 слайд) При работе в паре возможна следующая схема общения:

  1. дети работают самостоятельно выполняя задания;
  2. первый ребенок сообщает свой выбор другому;
  3. второй внимательно слушает и выражает своё согласие или не согласие знакомит со своим решением;
  4. дети пытаются прийти к единому мнению.

Педагог внимательно наблюдает за действиями детей, слушает их рассуждения. За минуту он предупреждает детей о своевременном завершении работы в паре между детьми. Таким образом, перечисленные формы обучения, являются неотъемлемыми элементами активных занятий по программе «Истоки». Нельзя не отметить и работу с родителями та как именно в программе «Истоки» как нельзя лучше прослеживается связь детского учреждения и семьи. Ведь именно в тесном контакте с родителями можно достигнуть положительных результатов по данному вопросу.

(10 слайд) В работе с родителями можно использовать следующие формы общения:

  • родительские собрания,
  • консультации,
  • анкетирование,
  • информационно-пропагандистская деятельность.
Дополнительно